«Честный знак» и «Честный свет» — выбор лидеров светотехнической отрасли

Ассоциация производителей светодиодов и систем на их основе и Национальной системой цифровой маркировки «Честный знак» подписали Соглашение о сотрудничестве на выставке Interlight Russia | Intelligent Building Russia. Цель документа – совместная проработка принципов, механизмов и технических решений для добровольного внедрения маркировки.

Проблема подтверждения подлинности товаров для светотехнической отрасли очень актуальна. По данным «Лайтинг Бизнес Консалтинг», 60% изделий в этой товарной категории не соответствуют требованиям Технических регламентов.

Ассоциация производителей светодиодов и систем на их основе, АПСС, на протяжении нескольких лет ведет борьбу с засильем низкокачественной светодиодной продукции и координирует процессы самоочищения рынка. Так, в поддержку системы Национальной системы маркировки товаров «Честный знак» в АПСС был запущен федеральный проект «Честный свет», направленный на борьбу с несистемными игроками и поддержку российских производителей, рассчитанный на два года.

В мае 2019 года по инициативе пяти ведущих российских производителей светотехнической продукции, членов АПСС, при Центре развития перспективных технологий была создана рабочая группа с целью проработки принципов и механизмов добровольного присоединения к Национальной системе цифровой маркировки, а также апробации разных технологий и оборудования для их реализации.

По словам Виталия Богданова, вице-президента по стратегии и развитию ГК «Световые технологии», входящей в АПСС, первый же опыт взаимодействия с Оператором- ЦРПТ оказался удачным. Инженер этой организации приезжал на производство этой группы компаний, вникал в действующую там внутреннюю систему маркировки. А результатом стали рекомендации, как присоединиться к Национальной системе цифровой маркировки с наименьшими затратами и избежать проблем, с которыми столкнулись другие товарные группы.

(Напомним, что таких категорий было несколько: в 2016 году в России была введена обязательная маркировка шуб, в 2018-м был запущен пилотный проект по маркировке табачных изделий и драгметаллов и камней, а с июня 2019 года стартовал пилотный проект по маркировке обуви).

«Мы видим в таком инструменте, как Национальная система цифровой маркировки, только плюсы: помощь в борьбе с серым импортом, с контрафактом и с полулегальными производителями, который еще присутствуют в светотехнической отрасли», — сказал Виталий Богданов.

В этом смысле подписание Соглашения между АПСС и ЦРПТ стало логичным шагом, в направлении повышении прозрачности этого рынка. Впрочем, его необходимость сегодня осознают российские производители самой разной продукции. Количество обращений от компаний, желающих реализовать систему маркировки, обеспечить прозрачность движения собственного товарного рынка и начать планомерную системную борьбу с контрафактом, по сравнению с прошлым годом растет, отмечает Дмитрий Скорчелетти, директор по развитию новых направлений бизнеса Национальной цифровой системы маркировки, подписавший соглашение со стороны ЦРПТ.

«Мы хорошо понимаем, что реализация технического и технологического решения должна проходить в диалоге с бизнесом, и я надеюсь, что не только Ассоциация, но и отдельные компании станут участниками этого процесса», — заявил он. Для того, чтобы бизнес мог определить, когда и как ему удобно начать подключение к Национальной системе цифровой маркировки, и создана при ЦРПТ отраслевая рабочая группа.

Опыт взаимодействия участников рабочей группы с ЦРПТ, отмечает Сергей Мордавченков, операционный директор ТПК «ВАРТОН», другого ведущего российского производителя, входящего в состав АПСС, показывает, что Оператор Национальной системы цифровой маркировки готов делиться опытом и честно говорить о плюсах и минусах того или иного технического решения.

«В активе нашей Ассоциации крупные проекты по нормализации рыночных отношений в отрасли, связанных как с качеством импортируемого товара, так и с тем, как этот товар импортируется, — заметил он. – И, если бы в то время была возможность сразу сконцентрироваться на проекте «Честный знак», то этим одним проектом можно было бы решить сразу несколько насущных задач».

Тем не менее, считает он, отраслевая Ассоциация – это еще не вся отрасль, и для того, чтобы проект по выработке принципов и механизмов добровольного присоединения к Национальной системе цифровой маркировки стало успешным, важно вовлечь не только производителей светодиодной продукции, но и импортеров, поскольку доля импорта на светотехническом рынке очень высока.

Несмотря на то, что в полном объеме Национальная система цифровой маркировки должна заработать в России в 2024 году, в некоторых сегментах, например, в госсекторе, требовать ее наличия могут начать и раньше. Для того, чтобы не оказаться застигнутыми врасплох, всем участникам рынка важно принять активное участие в рабочей группе, убежден С. Мордавченков.

В борьбе за чистоту рынка компании светотехнической отрасли готов поддержать «Росконтроль», организация, которая последовательно борется с недобросовестной конкуренцией. Как отметил Максим Рудаков, руководитель экспертного центра Союза потребителей этой организации, в «Росконтроле» для этого готовы разрабатывать и проводить разные мероприятия, как контрольные, так и просветительские.

«Подписание соглашения между АПСС и ЦРПТ знаменует новый этап в развитии отрасли», — отметила Ольга Грекова, генеральный директор этой профессиональной организации. По ее словам, в планах Ассоциации заручиться поддержкой федерального проекта «Честный свет» в Торгово-промышленной палате и в Минпромторге России.