Станислав Лермонтов о проблемах освещения в школах, детских садах и больницах
В Санкт-Петербурге на площадках Государственного Эрмитажа и пространства «Цифергауз» в октябре проходил Первый Международный Форум «Свет для человека», который. Станислав Лермонтов, технический консультант АПСС, один из экспертов, принимавших участие в работе форума, рассказал корреспонденту проекта «Умный свет» о проблемах освещения в таких социальных объектах как школьные, дошкольные и медицинские учреждения.
Основные трудности связаны с тем, что в нормативной документации по освещению социальных объектов важнейшие позиции либо не существуют, либо имеют размытые формулировки, всё это усугубляется отсутствием вменяемого контроля за соблюдением нормативов и попытками директоров самостоятельно решать задачу освещения своих учреждений.
Зачем нужны светотехнические компании
В большинстве случаев решение задачи освещения директорами школ сводится к банальной закупке светильников, в то время как сам по себе светильник это всего лишь инструмент, которым ещё нужно уметь правильно воспользоваться. В основе решения задачи – параметры световой среды, а не технические параметры осветительных приборов.
«Сегодня школа закупает ватты и люмены, в то время как она должна закупать люксы, то есть параметры освещённости. Школе нужны освещённость и яркость. Профессионально эту задачу директор учебного заведения решить не может, ему следует обратиться в светотехническую компанию. Проектировщики сделают светотехнический расчёт по всем помещениям школы: создадут 3D модель, разместят в ней парты, стулья, учебные доски, занесут оптические параметры стен, потолков, пола, мебели, расставят осветительные приборы в необходимых точках. Получается такой живой проект, который можно настраивать, регулировать, вносить изменения. Программа на выходе рассчитает параметры светильников, необходимые для того, чтобы правильно наполнить все помещения необходимым количеством качественного света», – рассказывает Станислав Лермонтов.
Полученный проект уже позволяет провести действительно разумные торги на закупку именно того осветительного оборудования, которое в самом деле решит проблему освещённости. Участники торгов могут расставить свои светильники в проекте в те же точки, где это было сделано проектировщиками. И, если параметры удовлетворительны, и цена нравится заказчику – добро пожаловать.
При этом нужно иметь в виду то, что светотехнические компании – широкое понятие. Кто-то занимается только проектированием и расчётами, а кто-то ещё и производством самого оборудования и реализацией готовых проектов. Скорее всего для руководства социальных учреждений оптимальней обратиться в компанию, имеющей полный цикл.
«Но здесь у нас в принципе проблема историческая. Во-первых, у нас как-то не принято платить за интеллектуальный труд, за то, что нельзя потрогать руками, а светотехнический проект руками не потрогаешь. Во-вторых, из экономии у нас каждый суслик – агроном, а каждый директор школы – светотехник от бога и всё может сделать сам. Увы, это не так. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Образованием должны заниматься преподаватели, строительством – строительные компании, а освещением – светотехнические», – отмечает Станислав Лермонтов.
Нормативная база
В ближайшее время состоится принятие поправок к своду правил для дошкольных учреждений. Каких-то глобальных свершений не ожидается, но проектировщикам станет понятней что можно, а что нельзя.
«Раньше в явном виде для дошкольных учреждений были перечислены только рекомендованные источники света. С другой стороны – это не значило, что те, которые не перечислены, запрещены. Была такая двойственность. Рекомендовались люминесцентные источники света, галогенные лампы накаливания, а про светодиоды не было ни слова. Поэтому проектировщики старались не вносить в проект светодиоды. Но при этом у нас светодиоды появлялись, причём любого качества, в детсадах при реконструкции. То есть, когда нужно поменять светильники один в один, не требуется новый проект. А проектировщик в новом проекте боится делать то, что в явном в виде не прописано. В новых правках это ограничение будет снято. Появились конкретные требования и по цветовой температуре, и по индексу цветопередачи, и так далее», – объясняет Станислав Лермонтов.
Не менее «интересно» обстоят дела относительно медицинских учреждений. Станислав Лермонтов называет следующие проблемы.
Первая – устаревшие методики определения ряда характеристик. Например, такие как габаритная яркость и неравномерность габаритной яркости светильника. Эти методики остались со времён газоразрядных ламп, которые подразумевают, что источник света – крупногабаритный. Трубка у люминесцентной лампы протяжённая, заметная. А размер светодиода, самого светящегося тела – миллиметр на миллиметр. Поэтому старые методики совершенно не подходят к светодиодам и нуждаются в адаптации к современным реалиям.
«До смешного доходит. Лаборатория производит измерения габаритной яркости и неравномерности по существующим методикам, на бумаге получается всё красиво, а, когда тебя медики везут по коридору на каталке, и ты смотришь в потолок на светильники, тебе становится ещё хуже», – сетует Станислав Лермонтов.
Вторая проблема – не учтённые параметры световой среды или плохо прописанные формулировки. Здания больниц и поликлиник существуют не только для пациентов, но и для врачей. То есть, по сути, это производственные здания с рабочими местами, к которым также предъявляются определённые требования. А параметры световой среды на рабочем месте ничему не соответствуют. Именно так. Ничему. Несколько лет назад из специальной оценки условий труда были скопом изъяты светотехнические характеристики, все параметры световой среды. Ни пульсация, ни недостаточная освещённость теперь не являются вредными факторами. На сегодняшний день освещённость нормируется только для рабочих мест, связанных с теми видами работ, в которых наименьший размер объекта различения (наименьший рассматриваемый предмет, отдельная его часть или дефект, которые требуется различать в процессе выполнения работ – прим. ред.) меньше 0,5 мм. Но при этом определение этого объекта отдаётся на откуп инспектору.
«Инспектору с этим жутко не хочется связываться совсем, поэтому он говорит, что вы работаете с листом формата А4, а он точно больше, чем пол миллиметра, поэтому у вас никаких нарушений на рабочем месте нет. Таким образом, даже через жалобу в комиссию по труду это несоответствие не устранить. То есть у вас может быть жуткий свет, а оснований его исправить – нет», – заключает Станислав Лермонтов.
Источник: Elec.ru
Присоединяйтесь к нам в Telegram