За ввоз товаров без маркировки будет введена уголовная ответственность
В России введут уголовную ответственность за ввоз товаров без маркировки. С таким предложением выступил Минпромторг. Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Статья 171.1 УК РФ предусматривает ответственность только за оборот контрафактной продукции внутри страны: ее производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт, при введении новой инициативы, наказание грозит и тем, кто ввозит немаркированные товары. Таким образом, недобросовестные импортеры могут получить штраф до 300 тыс. руб. штрафа и до трех лет принудительных работ или лишения свободы. Если преступление – в группе, срок вырастает на год. При ввозе в особо крупном размере штраф – до 0,5 млн руб., сроки – до шести лет.
Цель нового законопроекта — усиление борьбы с контрафактом, который отнимает рынок у честных предпринимателей, создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также снижает собираемость налогов. Вместе с тем необходимо поставить в равное положение импортеров и производителей, продавцов и покупателей товаров, подлежащих маркировке.
Закон о маркировке товаров средствами идентификации был подписан президентом Владимиром Путиным 1 января 2018 года. Документ наделил правительство правом определять перечень товаров, подлежащих маркировке. Основная цель инициативы — борьба с контрафактом.
Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), размещенный на упаковке, ярлыке, этикетке или таре. С его помощью можно идентифицировать товар и отследить его путь от производства до продажи или списания.
Созданием КиЗ занимается единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
По плану, система охватит большую часть товаров в РФ. В настоящий момент проводится пилотный проект по маркировке некоторых видов радиоэлектронной продукции (РЭП). Значимую часть в эксперименте занимают светотехнические приборы. В процессе проводимого эксперимента, АПСС принимает активное участие в деятельности как соответствующей рабочей группы, организованной ЦРПТ, так и во встречах проектно-экспертной группы, проводимых Минпромторгом России.
Важно, чтобы маркировка была удобна и полезна отечественным производителям. На стадии эксперимента участниками выявляются основные особенности и проблемы маркировки промышленной продукции. Своевременное выявление этих аспектов позволяет находить решения и купировать ошибки на стадии пилотного проекта. Без проведения соответствующего эксперимента невозможно аргументированно судить о сроках и объемах затрат производителя, необходимых для интеграции в систему «Честный знак».